hipparion: (Pipe)
[personal profile] hipparion
Оригинал взят у [livejournal.com profile] lord_wander в Ритуал Гекаты: Отзыв
Отзыв на Ритуал Гекаты от [livejournal.com profile] snowolfie

"Не скрою: меня пригласили. Как в книжке у Шаши, как в рассказах Макса Фрая, в некоторые места ты просто не можешь попасть с улицы, если тебе о них никто не скажет.
В мистическом театре (я только что обнаружила, что до сих пор не в курсе, есть ли у него название) играет lord_wander, именно поэтому я узнала, что будет действо. И пошла посмотреть на друга. Как оказалось - далеко не только на него и совсем не только посмотреть.

Когда говорят про спектакль мистического театра, сразу встаёт выбор: ты идёшь смотреть мистическое или театр. В том, что я увидела, было место и первому, и второму. Я же решила не определяться и в итоге лавировала между двумя состояниями, из которых мне, по счастью, не удалось вывалиться во что-либо неконтролируемое третье.

До входа в зал я стала частью разношёрстной толпы: от чьих-то бабушек до раскрашенных как на тропу войны барышень, от солидных мужчин до "типичных ролевиков" и непримечательных нердов. Одно было понятно: в это толпе нет ни одного случайного человека. Наполовину комьюнити было знакомо между собой, здоровалось, ахало, целовалось в щёчки и трогало всякие хельские бусы на столе.
Снаружи также обнаружилась стопка нарезанных бумажек и накорябанная на скорую руку табличка "Для страхов". Туда можно было написать свой страх, который в определённый момент предполагалось (по желанию) сжечь. Но большинство, как и я, заготовили бумажки со страхами дома - в моём случае это была единственная подготовка к тому, что будет происходить.

Как погрузить человека в происходящее максимально эффективно? Есть несколько театральных приёмов, которые работают всегда: например, соединить сцену с залом, сделать зрителя участником ещё до начала собственно действия. Здесь часть актёров (жрецов?) присутствовала и жила на сцене, а часть незаметно вписалась в зал. И зрителям можно было сесть на пол на коврики для йоги, что я, как психолог, плейбекер, танцор и просто любящий гнездиться и заземляться человек, тут же и сделала. Потом оказалось, что это открыло мне дополнительную опцию немного под(д)ержать пространство, но это потом.

А дальше началось действо. Те, кто пришёл в театр (если такие были вообще), увидели достоверную мистерию, какой она могла бы быть в древние времена. Те, кто пришёл за ритуалом, почувствовали приходящую Гекату - трёхликую богиню ночи, жрицу тьмы, деву-мать-старуху, покровительницу колдовства и перекрёстков.
Я видела, как четверо взрезают пространство ритуальными ножами, доставая из себя звучащую молитву - даже не молитву, а кодовые слова-имена, и как один сопровождает и направляет процесс, не касаясь четырёх руками.
Я видела, как те, кто смотрел вперёд, видели что-то сокрытое от глаз и пропускали его через себя, не давая ему выплеснуться наружу. Я-мистик старалась не трогать зудящую переносицу и не оборачивалась назад, хотя что-то порой ощущалось за спиной, и очень доверяла тем, кто ведёт. Я-театрал верила тому, что происходит, потому что играть на точку и видеть за ней внутренний смысл своей игры - это актёрский навык, а не просто играть, но абсолютно верить - мастерство.
Я видела, как пятеро взывают к тому, что больше их, и понимала, что они по какой-то необъяснимой причине имеют на это право. Я, повторюсь, верила этим пятерым.
Я слышала обращение к Гекате, которое показалось мне текстом Шекспира в переводе Пастернака. И тут ушла мистическая ритуальность, но появилась та самая завораживающая театральная, которая действует не хуже африканских барабанов - начинаешь за ними просто идти и покачиваться внутри.
А потом я видела, как четверо борются: мне показалось, что каждый - со своим внутренним волком (медведем? драконом? рысью?), но оказалось - со стихией. Мне сообщили, что они были слишком ничтожны, чтобы победить, но увидела я иное. Увидела я то, что они прорвались, проложили дорогу и главному жрецу, и нам, зрителям, которых пригласили.

Свет через тьму действительно приходит. И я видела, как людям - всем, кто был там, а значит в какой-то мере заслужил - предлагают сжечь свой страх и найти дорогу к свету. Пятеро сожгли свои страхи первыми, потом они же сопровождали всех остальных в круг против часовой стрелки, к маленькому огню около снизошедшей Гекаты, которую хотелось бы обнимать, не будь она настолько одновременно для всех пришедших и на столь короткий срок. Вот здесь сыграло моё место на полу: я ухитрилась сесть вторым кругом и включиться в молитву, не зная слов. Я сожгла свой страх, а значит у меня было время и возможность отдавать, чтобы и другие сделали то же.
А потом Геката ушла, унеся с собой трёхликую лунную маску, а четверо и мастер-жрец зашили пространство ровно так, как разрезали его - надёжно встав по каждую сторону.

Это действо, как его ни воспринимай, наполняет спокойствием. Я слышала со стороны свой голос после - он был удивительно наполненным и умиротворённым.
Сейчас окидываю внутренним взором всё, что запомнилось, и понимаю, как мастерски была проведена работа с пространством, светом и цветом (превратить зал танцевальной студии в гибрид храма и перекрёстка, задрапировав всё чёрным так, что оно кажется естественным, - это вам не офис к восьмому марта украсить), как уместна была вся музыка, как дивно звучали голоса (я могу представить себе работу каждого из актёров, которую они проделывали, чтобы зазвучать изнутри), как цельно и слаженно работала команда театра (даже те, кто был не на сцене)...
Полное погружение здесь - залог успеха. И оно обеспечивалось тем, что всех присутствующих (не только зрителей) так или иначе пригласили. И в прямом, и в метафорическом смысле.
Я благодарна, что пригласили и меня. И рада, что смогу прийти ещё: если вписаться, то приглашение становится как бы абонементным.

P.S. Та часть моего внутреннего мистика, которая паниковала: "А-а-а-а, какая Геката, это же мрак и ужас, в какую такую тьму я в толпе незнакомых людей пойду?!", полностью успокоилась, когда поняла половину слов на иврите. "Потому что ну не может молитва на иврите привести к чему-то нехорошему", - урчала во мне бывшая ученица еврейской школы. "Не может", - хихикает до сих пор втянувшийся мистик, почёсывая снова раззуживающийся третий глаз.
А внутренний театрал доволен: ему показали что-то на грани спектакля и столь любимого плейбэка с непрофессиональными, но вовлечёнными в проживание актёрами. И даже дали по сцене походить."
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

May 2017

S M T W T F S
 12345 6
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 27th, 2017 01:47
Powered by Dreamwidth Studios